В рамках декады естественных наук Исаева Тамара Георгиевна и Сушкина Елена Владимировна провели внеклассное мероприятие «Посвящение в химики и физики» для учащихся 7 и 8 классов. Семиклассники совсем недавно переступили порог кабинета физики, а восьмиклассники – кабинета химии. Они начали изучать интересные, занимательные, для кого-то сложные, но одни из самых полезных в жизни предметов.

За право называться химиками и физиками сражались три команды: «Молекула», «Алмаз» и «Электрон». После жеребьевки ребята заняли свои места.

Ведущие Десяткина Диана и Паученко Валерия – ученицы 10 класса — строго следят за временем, подбадривают команды, а жюри внимательно отслеживают работу команд и их ответы. В составе жюри: Малыгина Елена Валерьевна — учитель географии, руководитель школьного методического объединения учителей естественного цикла, Жамойдик Яна и Морозов Сергей — ученики 10 класса.

Первый конкурс – блиц-турнир. Ребята должны очень быстро дать ответ на поставленный вопрос, за каждый правильный ответ команда получает 1 умик. Успешно команды справляются с этим испытанием. Ребята отвечают как на простые вопросы, например, «Из чего состоят тела?», «Как называются вещества, образованные атомами одного вида?», так и на вопросы чуть сложнее: «Условная запись состава вещества с помощью знаков и индексов», «Явление самопроизвольного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого называется…»

На этом этапе лидирует команда «Электрон» — 7 умиков, по 6 умиков у «Молекулы» и «Алмаза».

Далее в борьбу вступают капитаны, конкурс называется «Сообразилки». Нужно расшифровать послания Агента 007 с помощью периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. После нескольких минут послания прочитаны: «Химические реактивы на вкус пробовать нельзя!» и «Химия – остров чудес». Впереди команды «Электрон» и «Молекула» — по 4 умика, на 1 умик меньше у «Алмаза».

Пока капитаны расшифровывали послания, члены команды искали «лишнее» в словах и словосочетаниях, например, «весы, измерительный цилиндр, плотность». Ребята объясняли,  что весы и измерительный цилиндр – это приборы, а плотность – это физическая величина. 6 умиков за это задание заработала команда «Алмаз», 5 умиков – «Электрон», 3 умика – «Молекула».

А зрители в это время угадывали пословицы и поговорки, и зарабатывали умики командам, за которые болели. Без знаний тут никак не обойтись! Например, «белый, как карбонат кальция» — «белый, как мел»,  «недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на спине» — «недосол на столе, пересол на спине». На этом этапе по 2 умика добавилось у команды «Алмаз» и «Электрон».

Настало время загадок для игроков. «NaCl – его все знают, в магазине покупают, без него не сваришь ужин – в малых дозах в блюдах нужен. Что это?», «Что за чудо, посмотри, этот CaCO3! По доске он проезжает, за собой след оставляет».

После веселой минутки командам предстояло сделать научное открытие – решить экспериментальную задачу. Было предложено 4 задачи:  сваренное вкрутую яйцо опустить в бутылку, не повредив его; достать монетку из воды, не замочив руки; показать, может ли быть дым без огня; нарисовать картину без красок. Вместе с педагогами ребята преодолели и это испытание.

Пока справедливое жюри подводило итоги праздника, ведущие предложили ребятам задачи из книги «Нешкольные задачи по физике» Б.Заходера. «Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался – дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная полиция с ними справиться?» или «Вовочка взял в школе кусочек мела, принес домой, бросил в стакан с водой. Из мела побежали маленькие пузырьки. Откуда они взялись и чего испугались?».

В завершении мероприятия ученики 7 и 8 классов дали клятву: «Мы, ныне выпавшие в осадок химики и физики, перед лицом присутствующих торжественно клянемся: свято и нерушимо соблюдать законы науки, пропагандировать и нести их в массы, как завещал великий Ломоносов! Свято и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности при проведении практических работ, дабы избежать превращения школы в руины! Чтобы количество учащихся до урока равнялось количеству учащихся после урока, как гласит великий закон сохранения массы вещества! Не применять знания химии и физики против своих преподавателей, как бы этого не хотелось! Клянусь! Клянусь! Клянусь!»

На этой шуточно-серьезной ноте пришло время предоставить слово жюри для объявления результатов. По итогам всех конкурсов 18 умиков заработала команда «Электрон», 17 умиков – команда «Алмаз», 13 умиков – команда «Молекула». Спасибо всем участникам, болельщикам и членам жюри. Ребятам успехов в изучении важных и нужных наук!

Учитель физики Сушкина Е.В.

IMAG0547 IMAG0550IMAG0552IMAG0545IMAG0549